Доступная среда
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
Цель современного образования – обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому образовательные организации принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В одном классе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
-
Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий
В здании школы имеется оборудованные учебные кабинеты, предназначенные для организации образовательной деятельности. В школе имеются: 35 учебных кабинетов, естественно-научная лаборатория, 2 компьютерных класса, мобильный класс для начальной школы, лингафонный кабинет, кабинет домоводства, библиотека, физкультурный зал; спортивная площадка; кабинет логопеда, кабинет психолога, мультимедийные средства обучения, ноутбуки, интерактивные доски. Для проведения практических занятий в школе функционируют кабинеты: биологии, химии, информатики, физики, географии, лаборатории при кабинетах физики, химии, биологии. Практические занятия проводятся в специализированных кабинетах: биологии, химии, информатики, физики, географии. Лаборатории при кабинетах физики, химии, биологии оснащены необходимым оборудованием по проведению демонстрационных опытов и практических работ.
Комплексный характер помощи ребенку с ОВЗ оказывается при организации системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения. В службе сопровождения работают педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед.
ПМПк школы выступает координатором деятельности всех специалистов школы и обеспечивает эффективное социальное взаимодействие с партнерскими организациями по осуществлению индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В школе функционирует библиотека. Все ученики школы, в том числе лица с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды обеспечиваются учебниками бесплатно.
-
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, рабочие тетради и т.д.);
Визуальные (зрительные):
- таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому, немецкому, французскому языкам, литературе, родным языкам, технологии, химии, начальным классам;
- карты по истории и географии;
- картины на уроках русского языка, литературы, изобразительного искусства;
- портреты (по всем учебным предметам);
- натуральные объекты (на уроке биологии);
- модели, муляжи, макеты по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
- лабораторное оборудование – на уроках физики, химии, биологии;
- магнитные доски.
Механические визуальные приборы:
- микроскоп;
- телескоп;
- фотоаппарат;
- видеокамера.
Электронные образовательные ресурсы:
- мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии;
- сетевые образовательные ресурсы;
- электронные журналы и дневники.
Аудиальные (слуховые):
- магнитофоны;
- музыкальный центр;
- наушники;
- микрофон.
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
- образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.;
- презентации.
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
- компьютеры;
- мультимедийное оборудование;
- интерактивная доска;
- проекторы;
- телевизоры.
-
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Для занятий физической культурой используются спортивный комплекс и два спортивных зала: малый зал для занятий учащихся начальной школы, большой зал для занятий учащихся основной и старшей школы, игровая комната. В большом спортивном зале оборудованы душевые комнаты, туалет.
-
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В школе имеется Библиотечно-информационный центр – одно из структурных подразделений современного образовательного учреждения, которое призвано обеспечить учебный, научно-исследовательский и культурно-просветительский процессы. Главной задачей библиотеки является оказание помощи в учебно-воспитательном процессе учителям и учащимся, в том числе инвалидам и лицам с ОВЗ.
Библиотека расположена на третьем этаже школы общей площадью 24 кв.м. Год основания библиотеки – 1975. Материально-техническое обеспечение школьной библиотеки включает в себя: книжные выставки, каталожный шкаф, кафедра с обслуживанием, стеллажи, компьютер. Читальный зал совмещен с абонементом. Рабочая зона библиотечного работника оборудована кафедрой, каталогами и персональным компьютером с принтером. Книгохранилище также расположено на третьем этаже школы общей площадью 15 кв.м. Используется для хранения общего фонда, оборудовано стеллажами, вентиляцией, железной дверью.
Фонд библиотечно-информационного центра укомплектован научно-популярной, справочной, методической, художественной, учебной литературой, электронными изданиями, периодической печатью и дидактическими изданиями. На данный момент библиотечный фонд составляет 41733 экземпляров, в том числе:
- художественная и методическая литература – 12240 экземпляров;
- учебная литература – 29493 экземпляров.
Сегодня учащиеся и преподаватели нашей школы, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, могут пользоваться не только фондом традиционных книг, которые сосредоточены в стенах самой библиотеки, но и внешними электронными ресурсами в режиме удаленного доступа с компьютерных мест читального зала через систему Wi-Fi, а также через сеть "Интернет" в любом удобном для них месте и в любое время.
-
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Здание школы обеспечено доступом для инвалидов и лиц с ОВЗ при помощи пандуса.
-
Специальные условия питания
Обучающиеся школы обеспечены горячим питанием, которое осуществляется через столовую на 120 посадочных мест. Питание организовано в соответствии с графиком, утвержденным директором школы. При организации питания школа руководствуется СанПин 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного питания населения".
Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечиваются двухразовым горячим питанием в дни учебных занятий. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, родителям (законным представителям) обучающихся с ОВЗ взамен горячего бесплатного двухразового питания предоставляется выплата его стоимости в случаях, если обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организовано на дому. Организация питания соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим порядок оказания данной услуги.
В школьной столовой созданы условия для питания детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, столовая располагается на 1 этаже школы, что позволяет детям данной категории беспрепятственно посещать помещение для приема пищи.
-
Специальные условия охраны здоровья
Ведется внутренне и внешнее видеонаблюдение, в том числе контролируются подъезды к школе, спортивная площадка, двор школы. Подключена тревожная кнопка. Система пожарной безопасности соответствует нормативным требованиям. Здание организации оснащено противопожарной сигнализацией, необходимыми табличками и указателями, системой аварийного освещения. В здании имеются в наличии необходимые средства пожаротушения.
На протяжении учебного дня осуществляется дежурство администрации согласно утвержденного графика.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи функционирует медицинский кабинет.
-
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение всего учебного времени в медиатеке, компьютерных кабинетах, кабинете психолога.
Версия официального сайта школы имеет версию для слабовидящих. Имеется возможность дистанционного обучения детей инвалидов и лиц с ОВЗ через программу Skype.
-
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ
Для повышения качества образовательного процесса в МБОУ "Школа № 31" используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в образовательном учреждении имеются в виде электронных учебников .
Обучающиеся школы, в том числе инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеют доступ к электронным образовательным ресурсам. В школьной медиатеке насчитывает более 70 единиц по предметам.
-
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования по адаптированной образовательной программе не предусмотрено, так как в школе отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные технические средства обучения.
В учебной деятельности широко используются современные технические средства и оргтехника:
- ПК (персональные компьютеры) – 108 шт.
- ноутбуки – 30 шт.
- моноблоки – 22 шт.
- интерактивные доски – 10 шт.
- мультимедийное оборудование (компьютер + проектор + экран) – 13 шт.
- цифровая и множительная техника (телевизор, видеомагнитофон и др.) – 25 шт.
-
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернатные группы в структуре МБОУ "Школа № 31" не предусмотрены.
-
Количество жилых помещений в общежитиях, интернате, приспособленных для инвалидов и лиц с ОВЗ
Общежитие и интернатные группы в структуре МБОУ "Школа № 31" не предусмотрены, жилые помещения не предоставляются.