Школьный музей
…В опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости,
которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы…
З. Васильцова
Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной работы школы является сохранение лучших школьных традиций, что способствует формированию у обучающихся активной жизненной позиции, воспитанию патриотизма, осознанию неразрывной связи и единства Родины, родного края и семьи.
Музей образовательного учреждения сегодня – одно из ключевых звеньев образовательной и воспитательной работы в школе. Деятельность музея разнопланова: она реализует целый комплекс форм, методов и приемов работы. В музее также происходит обучение и воспитание; пропаганда знаний о природе и обществе, истории и культуре страны и области ведется на основе подлинных памятников материальной и духовной культуры народов. Именно подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность.
При реализации задач воспитания личности школьника средствами музея нами используются разные формы работы: создание экспозиций и выставок на основе фондов музея; опрос населения; уроки мужества, встречи с интересными людьми; выставки творчества учащихся; краеведческие викторины, смотр-конкурсы; выставки городского краеведческого музея; исследовательская и поисковая деятельность;вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, исторические и краеведческие игры, конференции, лекции, поездки по другим музеям и городам; экскурсия; музейные уроки; консультация; научные чтения; кружки; клубы; исторические и литературные вечера; праздники; концерты и т.д.
Наш музей существует более 20 лет. За это время собрано достаточно много краеведческого материала, который очень активно используется при проведении уроков истории, внеклассных мероприятий. Воспитательный потенциал школьного музея велик. Школьный музей – это не просто собирание памятников, это не только создание экспозиций, а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.
Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, города, школы, своей семьи формируется осознание ребенком себя частью страны, осознание своей способности повлиять на ее развитие. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки, он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей. Она выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет наблюдательность и учит вдумчиво относиться к общественным явлениям. Используя исследовательский метод в краеведении, школьники учатся раскрывать взаимосвязь общеисторического и местного материала, становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса.
Музей занимает важное место в жизни учащихся и выпускников школы. Сюда приходят первоклассники в начале учебы, отсюда выходят выпускники и уносят в памяти самое лучшее в жизни.